Художник Людмила Чарская рассказал чем настоящее искусство отличается от интерьерного, и почему традиционный стиль живописи никогда не потеряет актуальности
Текст: Редакция Topdesignmag
Искусство — это неотъемлемая часть человеческой культуры, и оно проявляется в самых разных формах: от живописи и скульптуры до архитектуры и дизайна. В последние десятилетия наблюдается тенденция к интеграции искусства в повседневную жизнь, что приводит к возникновению понятия «интерьерное искусство». Однако возникает вопрос: когда интерьерное искусство можно считать настоящим искусством, а не просто украшением для стен? Ответ на этот вопрос знает Людмила Чарская — живописец, график и дизайнер в каноническом стиле.
«Первое, что стоит отметить, это то, что искусство, по меньшей мере, классическое, всегда наполняло мир духовным светом. Испокон веков оно передавало чувства и переживания авторов, а также отвечало на социальные и культурные запросы общества. Из наиболее простых и понятных примеров — «Герника» Пикассо, отражающая ужас войн, происходящих на земле в то время. Интерьерное искусство не является исключением — оно может служить не только эстетическим дополнением, но и инструментом для передачи определенных идей или смыслов. Я думаю, у каждого из нас есть знакомые, чьи дома могут вызывать особые чувства от наличия произведений классического искусства. Тяжело передать это чувство словами, но это сравнимо с духовным наполнением. Заходишь в гостиную – и тут тебя окутывает, например, аромат нежных ландышей, исходящий от картины над камином. Классические произведения создают в пространстве особенную атмосферу, наполняют его смыслом. В отличие от произведений современного искусства, которые зачастую ориентированы на яркий, но быстропроходящий всплеск эмоций зрителя, массовое потребление и быструю продажу, картины профессионального художника рассчитаны на совсем другое «использование»: искусство вызывает у зрителя желание остановиться, задуматься и осознать заложенную смысловую нагрузку. Картины, скульптуры или инсталляции, размещенные в интерьере, могут рассказывать историю о владельце пространства, его увлечениях и жизненных ценностях.
Подлинное искусство в интерьере всегда воспринимается в контексте жизненного пути, личностных качеств и душевных переживаний владельца. Например, в моей серии «Цветы» есть произведение «Аромат мечты». При интеграции этой картины в разные помещения появляются различные, порой даже противоположные, смыслы. Картина одна и та же, но духовный посыл, заложенный в ней, способен как напомнить молодой девушке романтичный момент свидания, так и помочь мужчине средних лет глубже осознать прелесть женской красоты. А другая картина из серии, «Лиловый шелест», может как наполнять интерьер комнаты подрастающей девочки, так и стать акцентом в просторной столовой. В первом случае произведение поможет юной леди осознать свою женственность и привлекательность, а во втором — заменит собой букет свежих цветов и даже даст почувствовать их запах.
«Дополнять» интерьер произведениями современного искусства — чрезвычайно распространенная практика в наше время. Так делают многие люди, в том числе, в кругу моих знакомых: выбор картин современного стиля может подчеркнуть определенные тренды в дизайне, закрыть собой «проблемное» место. Но более «близкие» к искусству люди предпочитают не «дополнять», а «наполнять» свои дома и квартиры — настоящее искусство в интерьере, на мой взгляд, выполняет именно эту цель. Профессиональное произведение никогда не теряется среди других частей интерьера: мебели, декораций, запахов и прочего. Оно преображает пространство: делает его многослойным, рассказывая личную историю владельца его гостям и передавая присутствующим в помещении заложенный художником смысл. Например, картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, созданная в 1863 году, стала важным элементом интерьера дома художника Жоржа Брака. Вызвавшая споры в своё время, она позже символизировала переход к современному искусству. Брак, один из основоположников кубизма, использовал её как часть своей коллекции, отражающей его взгляды на искусство. Картина не только украшала пространство, но и служила напоминанием о смелости и инновациях в искусстве, став важным элементом его художественного пути.
Не все, что висит на стене, можно считать искусством. Настоящее искусство требует мастерства, оригинальности и глубины идеи. Отличие творца от дилетанта, по мнению профессионалов сферы искусства, заключается, в первую очередь, в осознанности работы над произведением, которая появляется зачастую благодаря профессиональному образованию. Например, моё академическое образование в сфере искусства, полученное в Московском Академическом Художественном Училище памяти 1905 года, позволяет при создании картин применять глубокие знания о технике, композиции, цветовой теории, материалах. Безусловно, заполнить холст может каждый — но только настоящий, образованный мастер сможет создать мазками и линиями произведение искусства. Кроме того, авторская идентичность, обретаемая только после кропотливого и детального изучения фундаментальной теории искусства в профильных учреждениях, играет ключевую роль в восприятии произведения.
Интересен тезис о том, что картины в классическом стиле, в отличие от произведений современного искусства, могут быть с одинаковым успехом помещены в любой интерьер. Действительно, классическое искусство основывается на принципах гармонии, композиции и пропорции, которые являются универсальными для большинства культур. Нейтральная цветовая палитра академических картин и традиционные мотивы позволяют им быть универсальными акцентами, которые не конфликтуют с другими элементами интерьера. Современное искусство, напротив, часто имеет яркие, насыщенные цвета и нестандартные формы, которые могут не всегда сочетаться с классическими или даже современными интерьерными решениями. Это делает его менее универсальным и более специфичным для многих стилей.
Я нередко слышу от знакомых инвесторов, что классические картины часто рассматриваются как финансовое вложение. Они могут сохранять или увеличивать свою стоимость со временем, что делает их привлекательными для коллекционеров и любителей искусства. Их долговечность и устойчивость к модным тенденциям также способствуют тому, что они остаются актуальными в интерьере на протяжении многих лет. Аутентичные картины, как правило, создаются с использованием высококачественных материалов и традиционных техник, что обеспечивает их долговечность. Многие из них пережили века и продолжают сохранять свою привлекательность и целостность. Классическое искусство отличается своей вечной эстетикой, которая не подвержена изменчивости вкусов.
Существует мнение, что картина в традиционном стиле — это отсутствие новых смыслов, экстраординарных идей и особенных черт. Мне близок следующий подход: новаторство на базе традиционализма, наполнение произведений глубинными смыслами бытия и новыми характерными чертами. Такие картины не «кричат», не заявляют громко о своей значимости. Они рассказывают о тех глубоких, порой тайных замыслах души творца — о том, что будет актуально всегда, при этом содержат новаторские черты. “Работа художника всегда заключается в углублении тайны,” – говорил Фрэнсис Бэкон. Подлинное искусство в полной мере углубляет тайну бытия через призму личных ощущений художника и бережно несёт её внимательному зрителю, смешивая заложенные смыслы с личным опытом наблюдателя».
https://topdesignmag.ru/design/interer-kak-holst-kogda-dekor-vstrechaetsya-s-nastoyashhim-tvoreniem